Портальщик: 1. Материальный носитель для Миров Сотворенных. 2. Личность, управляющая носителем, «операционная система». Понятие больше применимо к классу симуляторов, чем к классу демиургов.
Технология Портальщиков была создана вымершей расой биосов, в рамках экспериментов с виртуальными реальностями. В дальнейшем сами Портальщики смогли эволюционировать и развиваться, совершенствуя себя и расширяя собственные возможности. По сути дела Портальщик - неорганическая сущность с некоторыми свойствами живых организмов, снабженная набором программ, необходимых как для функционирования и защиты самого Портальщика, так и для создания и функционирования полноценного мира. Если сравнивать эту технологию с куда более примитивными компьютерами землян, то внешняя, материальная оболочка Портальщика - это «железо», личность Портальщика - ПО, а мир - продукт, для отображения которого необходимо ПО. Кроме того, важная часть Портальщика - базы данных, в которых хранятся души-сущности обитателей Миров Сотворенных. Базы данных неприкосновенны и имеют высший приоритет в случае опасности для Портальщика. Миры могут гибнуть и создаваться заново, но души, их населяющие, ни при каких обстоятельствах не могут быть стерты или утеряны. Уважение к душам-сущностям - основа этики Портальщиков. Ценность личности в виртуальных мирах не может быть заниженной по сравнению с «внешней реальностью».
Для Портальщиков характерна большая устойчивость к факторам окружающей среды. Эти удивительные механизмы обладают некоторыми свойствами живых существ - способностью к самостоятельному восстановлению и размножению. Портальщика практически невозможно уничтожить - все в его конструкции призвано защитить в первую очередь базы данных, в которых хранятся сущности-души обитателей Миров Сотворенных. Портальщики спокойно переносят открытый космос, выдерживают сверхвысокие температуры, обладают превосходной системой сенсоров и в ограниченных пределах могут перемещаться во времени. Все Портальщики связаны между собой, даже если находятся на разных концах Вселенной. При критическом избытке энергии (например, взрыв сверхновой) Портальщик способен перенаправить ее всем сородичам, распределить и частично запасти во внешних источниках. Получая повреждения, Портальщик самостоятельно лечится, либо обращается за помощью к другим Портальщикам. За всю историю Миров Сотворенных случаи гибели Портальщиков можно пересчитать по пальцам одной руки, но даже в тех ситуациях базы данных удавалось спасти или восстановить.
Портальщики не являются замкнутой системой. Их связывают многочисленные двери, с помощью которых сущности могут свободно перемещаться из мира в мир. Более того, существо из «внешней реальности» вполне может попасть в Миры Сотворенные, равно как и существо из Миров Сотворенных может, при большой необходимости, материализоваться вне системы Портальщиков.
Существует три класса Портальщиков - «демиурги» (Вархалионы), «симуляторы» и «разрушители».
Портальщики класса «демиург»: «Демиурги» - основные носители для Миров Сотворенных. Это крупные Портальщики, размером до 2-3 метров в диаметре, выглядят как гладкие серебристые сферы. На базе одного такого Портальщика функционирует, как правило, только один мир. Мир стабилен в пространстве-времени - его существование приблизительно соотнесено с течением времени во всей системе и во внешней Вселенной.
Личность Портальщика не проявляется внутри мира, в его заботы входит только поддержание функций оболочки, технического носителя. Первым Портальщиком класса «демиург» был Вархалион I, на его базе существует первомир Луарилл.
Портальщики класса «разрушитель»:
Единственный представитель класса «разрушителей» - гигантский Портальщик Мерра. На момент конца Третьей Эпохи в Луарилле он достигал размеров небольшой луны, и продолжает расти и развиваться. Несмотря на зловещую характеристику, Мерра, пожалуй, самый ценный для системы Миров Сотворенных Портальщик. В его недрах хранятся заархивированные данные обо всех уничтоженных мирах, реестр всех созданных сущностей-душ, информация обо всех демиургах и всех Портальщиках. Это гигантская библиотека, и в то же время лаборатория Мерраху, площадка для его экспериментов. Только Мерра обладает достаточными ресурсами, чтобы быстро и эффективно оказывать помощь другим Портальщикам, попавшим в опасное положение. Мерра стала основной площадкой для изучения и усовершенствования технологии самих Портальщиков. Именно здесь были доработаны «симуляторы». Кроме того, Мерраху собирает и хранит на своей гигантской искусственной луне информацию о внешнем Космосе и населяющих его формах жизни, время от времени подбрасывая новые знания будущим демиургам. Свежие открытия, свежие идеи благотворно влияют на систему в целом, не позволяя развиться застою и однообразию.
При необходимости Мерра может создавать небольших Портальщиков класса «демиург», с упрощенным интерфейсом, для личных экспериментов Мерраху. После окончания эксперимента такой Портальщик поглощается Меррой и становится ее частью, полностью лишаясь автономии.
Свою мрачную характеристику - «разрушитель» - Мерра получила за изначальное назначение: с помощью Мерраху контролировать численность и качество Миров, проверять их на прочность, уничтожать слабые и бездарные. Однако, благодаря деятельности Мерраху, возможности и обязанности этого выдающегося Портальщика значительно расширились.
Портальщики класса «симулятор»: «Симуляторы» - развившиеся из первых экспериментальных машин Портальщики, альтернативная ветвь. Изначально были способны воспроизводить лишь маленький кусочек реальности, но смогли серьезно расширить свои возможности. «Симуляторы» существенно отличаются от своих младших братьев. Они значительно мельче «демиургов», до метра в диаметре, по форме напоминают серебристую, свернувшуюся в клубок зверушку. Хотя они способны вместить в себя полноценный мир, принцип его создания и функционирования иной, чем у «демиургов». Базовое различие состоит в том, что «симуляторы» создают свои миры исключительно для «игроков» - тех, кто желает побывать в чужой роли, прожить дополнительную жизнь в виртуальной реальности. Портальщик создает мир с самого начала, и потом за несколько секунд проигрывает его историю, расставляя роли для будущих игроков, как в большом театре. Для живущих в таком мире субъективное время растягивается на десятки лет, а вся история насчитывает порой тысячелетия. В определенный момент времени игрок оказывается в заранее подготовленном теле и заранее смоделированной ситуации. Цели игры могут при этом быть самыми разнообразными, после их достижения игра завершается. Мир так же стремительно проматывается до конца своего существования и отправляется в архив, в форме краткого конспекта. «Симуляторы» устанавливают со своими хозяевами-игроками очень тесные отношения, активно вмешиваются в жизнь мира, выбирают себе роль наравне с хозяином. Их личность гораздо более развита, чем личность «демиургов».
Поскольку «симуляторы» не могут быть полностью самодостаточными творцами и нуждаются в стимуле извне, они нередко паразитируют на «демиургах», иногда подворовывая ресурсы, но чаще просто выискивая себе подходящего хозяина.